Как выбрать моторное масло для зимы?

01.10.2025

Зима в России всегда наступает неожиданно: в одних регионах выпадает снег уже в октябре, в других – температура резко падает к концу ноября. Но когда бы ни пришли холода, они всегда приносят автовладельцам сложные мысли о замене резины, проверке аккумулятора и состоянии отопительной системы. Есть и еще один важный момент подготовки к зиме – выбор моторного масла. Именно от него во многом зависит, насколько уверенно двигатель будет запускаться на холодную и как долго прослужит без серьезных проблем.

Разберем, по каким критериям нужно выбирать масло для зимы и на что обратить внимание, чтобы не ошибиться.

Вязкость масла

Этот параметр определяет способность масла одновременно удерживаться на деталях двигателя и оставаться достаточно текучим. В холодное время года слишком густое масло становится врагом двигателя: стартеру трудно прокрутить коленвал, из-за чего мотор хуже запускается.

На этикетке всегда указана маркировка по стандарту SAE: 0W, 5W, 10W, 15W, где «W» означает «winter». Чем меньше цифра перед W, тем легче масло сохраняет свои свойства при низких температурах.

Северные регионы

Умеренный климат

Южные регионы

0W-20, 0W-30, 0W-40

5W-30 или 5W-40

10W-40

Если вы не умеете читать маркировку масел, то рекомендуем ознакомиться с этой статьей: https://www.teklub.ru/blog/markirovka-motornykh-masel-znacheniye-i-rasshifrovka-etiketki.

Состав: синтетика или полусинтетика?

Зимой особенно ценится чистая синтетика. Она сохраняет текучесть даже в экстремальный мороз и обеспечивает быстрый доступ масла ко всем деталям двигателя сразу после запуска.

Тип масла

Синтетика

Полусинтетика

Минеральное масло

Температура

от -20°C и ниже

Не ниже -15°C

Для зимы не подходит, потому что становится слишком густым при низких температурах

Пробег и состояние двигателя

Пробег напрямую влияет на выбор вязкости. Для новых моторов используем рекомендованное производителем авто масло (обычно это 0W). Оно обеспечивает минимальное трение и лучшую защиту при холодном запуске. При пробеге ? 100 000 км лучше перейти на масла 5W-30. При пробеге ? 250 000 км выбираем более вязкие составы (5W-40 или 10W-40). Причина в том, что со временем зазоры между деталями становятся больше, и слишком жидкое масло может не справляться с защитой мотора.

Для тех, кто зимой часто ездит на короткие расстояния (до 10 км), особенно важно выбирать масла с низкой вязкостью: двигатель не успевает прогреться, и маслу нужно быстро выходить на рабочие характеристики.

Тип двигателя: бензин или дизель

Маркировка API на канистре помогает понять, для какого двигателя подходит масло:

  • S (Service) – для бензиновых моторов.
  • C (Commercial) – для дизельных.
  • Если в маркировке указаны сразу обе буквы (например API SN/CF), значит масло универсальное.

Для бензиновых силовых установок в мороз лучше всего подходят 0W-20, 0W-30, 5W-30, 5W-40. Для дизельных моторов стоит выбирать масла 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40.

И еще несколько советов по выбору масла

Чтобы ваш двигатель пережил зиму без проблем, стоит учитывать несколько правил:

  • ориентируйтесь на рекомендации автопроизводителя;
  • подбирайте масло с учетом климата и пробега;
  • отдавайте предпочтение синтетическим составам;
  • покупайте только у официальных дилеров, чтобы избежать подделки;
  • проверяйте маркировку SAE и API на канистре.

Идеального «универсального» варианта не существует. Для новых автомобилей и северных регионов оптимальны маловязкие синтетические масла серии 0W. Для средней полосы – проверенные всесезонные 5W-30 или 5W-40. Старым моторам стоит подбирать более вязкие составы, которые защитят их от повышенного износа.

Главное правило – подбирать масло не по совету друзей или блогеров, а исходя из реальных условий эксплуатации, пробега и рекомендаций производителя. Только так двигатель будет запускаться легко даже в мороз и сохранит ресурс на долгие годы.

Читайте по теме:
7 признаков, что пора поменять моторное масло Моторное масло смазывает детали двигателя, защищает их от износа и перегрева. Со временем его
Когда и как часто нужно менять моторное масло в Шкоде Регулярная замена моторного масла – одна из важнейших процедур для поддержания исправной работы
Как выбрать автомобильный аккумулятор Автомобильный аккумулятор - один из основных элементов оснащения любого транспортного средства.
Опрос
Понравилась ли вам "четырехглазая" Октавия?
Результаты
Все опросы
Skodamir Вконтакте