Прогноз эффективности программы утилизации

23.10.2014

С 1 сентября 2014 года в России запущена новая программа утилизации, направленная на стимулирование потребительского спроса на автомобили, а также призванная компенсировать убытки автопроизводителей. На данный момент речь идет лишь о краткосрочной программе, срок действия которой ограничивается рамками текущего календарного года.

Как известно, главным инициатором запуска новой программы стал глава правительства Дмитрий Медведев. По подсчетам специалистов, в автомобильной промышленности страны трудится около 7 процентов экономически активного населения, а связь автопрома с другими крупными секторами экономики не вызывает сомнений. Снижение продаж (с начала года этот показатель уже превысил 20%) грозит колоссальными убытками, поэтому государство приняло все возможные меры для стимулирования потребительского спроса и для поддержки отечественной автомобильной промышленности.

Следует отметить, что новая программа утилизации существенно отличается от той, которая действовала несколько лет назад. Главная особенность заключается в том, что теперь каждый дилер предлагает клиентам свои условия (принимает автомобили, устанавливает размер скидки). Причина заключается в том, что после вступления России в члены ВТО реализация программы утилизации по предыдущему сценарию была бы незаконной. По правилам организации поддержка лишь выделенной группы производителей недопустима. Государству пришлось бы или спонсировать производителей, выпускающих автомобили за пределами страны, или готовиться к многомиллиардным искам в международных судах.

Условия действующей программы

После утверждения программы утилизации на государственном уровне вступили в силу следующие требования:

  • Программа действует лишь с 1 сентября по 31 декабря 2014 года.
  • В рамках программы автовладелец может самостоятельно снять машину с учета либо воспользоваться услугой trade-in у автодилера.
  • Приобретаемый автомобиль обязательно должен быть произведен на территории РФ, а возраст утилизируемого транспорта должен превышать 6 лет.
  • Программа имеет ограниченный бюджет (10 миллиардов рублей): если средства закончатся до конца календарного года, программа будет немедленно свернута.
  • Владелец автомобиля может рассчитывать на получение премии в размере 50 000 рублей при самостоятельной утилизации (40 000 рублей – при участии в схеме trade-in).

Прогнозы и преимущества

По информации главы Минпромторга Дениса Мантурова (именно его ведомство запустило программу), до конца года запланировано продать 170 тысяч автомобилей различных классов (легковые, внедорожники и коммерческие). По замыслу инициаторов программа должна принести краткосрочный, но значимый экономический эффект:

  • выгодное избавление от подержанных транспортных средств (по стоимости гораздо выше среднерыночной);
  • возможность получения ощутимой скидки при приобретении нового автомобиля;
  • отсутствие необходимости самостоятельно утилизировать автомобиль (все заботы берут на себя специализированные службы и дилерские центры);
  • возможность совмещения программы утилизации и кредитных программ автодилеров;
  • рост продаж новых транспортных средств;
  • снижение ущерба для автопроизводителей в рамках введения обязательного утилизационного сбора.

Перспективы и эффективность

Несмотря на большое количество достоинств, эксперты выражают осторожные прогнозы насчет действенности программы утилизации и ее экономического эффекта. Например, глава крупного автомобильного холдинга FAVORIT MOTORS Владимир Попов отметил, что размер утилизационной премии крайне мал в сравнении со стоимостью нового автомобиля. В период действия старой программы 50 000 рублей составляли примерно 5–6% от стоимости нового автомобиля из middle-сегмента (президент ГК ФАВОРИТ МОТОРС сразу уточнил, что действующая программа неэффективна для владельцев автомобилей премиум-класса). На сегодняшний день с учетом инфляции (а ее реальный размер специалисты оценивают большими цифрами, чем Роскомстат) премия в 50 000 рублей не так выгодна. По словам Владимира Попова, реальный экономический эффект наступил бы при повышении суммы хотя бы до 65 000 рублей. Стоит напомнить, что в странах Евросоюза, где действуют аналогичные программы, размер скидки начинается с 2–2,5 тысяч долларов.

Кроме того, на данный момент условия программы утилизации так и не совмещены с кредитными предложениями автодилеров. Резкий рост ставок по автокредитам ставит множество вопросов насчет эффективности программы для широких слоев населения страны.

Вместе с тем эксперты не отказываются и от благоприятных прогнозов. При усовершенствовании действующих условий, ликвидации недостатков и продлении программы она сможет компенсировать убытки производителей, увеличить спрос на новые автомобили и принести серьезные вливания в экономику страны.

Читайте по теме:
Программа утилизации от Шкоды В условиях падения спроса на машины в России автопроизводители один за одним запускают собственные
Пулково-Авто предлагает программу утилизации Официальный дилер Шкоды в Санкт-Петербурге – Пулково-Авто – предлагает выгодную
Купить Skoda по программе утилизации можно будет до конца 2011 года Еще 9 месяцев можно будет приобрести на льготных условиях четыре производимые в нашей стране
16,5% продаж Skoda совершаются в рамках программы утилизации Российское подразделение  Шкода Авто предоставило общественности данные об объемах продаж
Опрос
Понравилась ли вам "четырехглазая" Октавия?
Результаты
Все опросы
Skodamir Вконтакте